Роберт Сильвестр Келли, которого мы привыкли величать мальчишеской кличкой R. Kelly, уже давно не мальчик - через полгода, в январе 2007-го, ему стукнет сорок лет. И за эти сорок лет он успел сделать столько, на что многим из нас потребовалось бы минимум две-три жизни. А за один только "I Believe I Can Fly" он заслуживает памятника - где-нибудь в родном Чикаго, поближе к монументу Майкла Джордана. Один из титанов жанра R&B, оставивший свой след и в хип-хоп-культуре, преуспевший и как композитор, и как исполнитель, награжденый тремя премиями Грэмми и не раз обвиненный в совращении несовершеннолетних, противоречивый и гениальный R. Kelly - настоящая городская легенда. Это без преувеличений. Папы Роберт никогда не видел - типовой случай для черных музыкантов, печальная история про сиротку. Мать-одиночка, четверо детей (Боб - старший), улицы Чикаго и - а вот тут новинка, вовсе не торговля крэком. R. Kelly увлекался баскетболом, и больше спорта любил только музыку.
Мы мало что знаем о его успехах на спортивном поприще, но про музыку наслышаны. К примеру, в 1987 году он выиграл престижный конкурс молодых дарований (в составе группы MGM). В ее же составе он издал свой первый сингл "Why You Wanna Play Me" - но это не так интересно. Интереснее, что вскоре Боб познакомился с Барри Хенкерсоном, очень влиятельным человеком в музыкальной индустрии, по совместительству - родственником (дядей) певицы Aaliyah.
Хенкерсон стал его менеджером (очень вовремя - предыдущий как раз получил пожизненный срок). Под его руководством R. Kelly издал альбом "Born Into The 90s" - пока что с группой Public Announcement. Это был фальстарт - какой-то миллион проданных CD. Потому что следующий альбом "12 Play" R. Kelly записал сольно (хотя он и в группе-то исполнял все ведущие партии) и разошелся он тиражом 5 миллионов. И всем стало ясно кто в R&B есть кто.
Даже не в деньгах дело (равно как и счастье) - не было на американском музыкальном небосклоне столь одаренного композитора, и столь волшебного голоса. Есть в соул-музыке икона - Марвин Гей, чье имя принято произносить с придыханием. Так вот если соул-исполнителя с ним сравнивают, или тем более нарекают титулом "новый Марвин Гей", то либо у него великолепная пиар-служба, либо сам он кое чего стоит.
Далее была работа над дебютным альбомом Aaliyah - композиторская, продюсерская - с которой R. Kelly справился блестяще. Он вообще на все руки мастак, этот R. Kelly - в том же 1994-ом он и Aaliyah поженились. Нелегально, ибо девочке было только 15 и совершеннолетия, сами понимаете, она не достигла. Роберту на тот момент исполнилось 27; живи он в России, стал бы уже невоеннообязанным. Такой вот мизальянс. Просуществовал он совсем недолго. R. Kelly не продержался долго ни в роли супруга, ни в роли продюсера - Aaliyah заменила его на Missy Elliott и Timbaland. Но эту историю ему еще вспомнят!
В 1995 R.Kelly издал второй сольный альбом, который он, не мудрствуя лукаво, назвал "R. Kelly". Он отличался более зрелыми и не столь откровенными текстами (первый-то альбом позволял считать, что R. Kelly помешан на сексе), принес 7 платиновых дисков и заставил американских артистов выстроиться в очередь у дверей R. Kelly, чтобы заказать у маэстро хит. В числе прочих это был Майкл Джексон, для которого Роберт сочинил "You Are Not Alone".
А год спустя все вспомнили, что R. Kelly родом из Чикаго и в детстве очень уважал баскетбол. Потому что в фильме "Space Jam" (в русском переводе - "Космический баскетбол") с самым выдающимся игроком в истории этого вида спорта Майклом Джорданом прозвучал трек "I Believe I Can Fly". Он мало того, что принес R. Kelly три статуэтки Грэмми, так еще и стал почти национальным гимном баскетбола. Большой успех!
В 1998 году R. Kelly издает "концертник" с лаконичным названием "R.". Этот двойной альбом стал самым успешным в его карьере - 8 платин в одной только Америке. Какая-то битломания - казалось, на чем не напиши слово R. Kelly - все расхватают. В 2000-ом Келли выпускает свой альбом "TP-2" (название отсылает к дебютному "Twelve Play"). Это еще 4 платины в копилку. Неужели это не кончится никогда? Кончилось очень быстро.
В 2002 году свет увидел интересный проект "The Best of Both Worlds" записанный R. Kelly и Jay-Z. Слушатели его не распробовали, продажи были уже куда ниже - 1 платина. Да и сам Jay-Z, говорят, сильно переживал по поводу своего присутствия на одном альбоме с человеком, который вляпался в скандал. В жуткий сканадал! В чудовищный скандал о детской порнографии.
В 2002 году чикагская газета Sun Times взорвала эту бомбу - кто-то продал редакции кассету с записью любовных утех R. Kelly и 14-летней девочки. Видео мгновенно стало хитом интернета, а за его пределами отлично распространялось через многочисленные black markets. В Чикаго устроили настоящие манифестации, а боссы радио спешно исключили R. Kelly из плейлистов. Свидетели опознали и певца, и девочку, но родители малолетней стали яростно отрицать, что на кассете их дочь. А вы бы как вели себя на их месте? Камера запечатлела несколько соитий, после одного из которых R. Kelly еще и мочится на малолетнюю партнершу. Тут то ему припомнили и сексуальную лирику, и брак с Aaliyah - и поволокли в суд.
Где логика, спросите вы. Если родители "жертвы" отчаянно отказываются признать ее таковой, если потерпевшей нет, то где состав преступления и за что же человека судить? "В растлении малолетних мы его обвинить не можем", загрустили судьи. "А! О! Пришьем-ка ему ... изготовление и хранение детского порно!" Фемида, ты чудо.
Судебная волокита продолжается четвертый год и конца ей не видно. Из последнего: летом 2006-го обвинение предложило устроить просмотр видео прямо в зале суда. Где купить билет?
Так судебные иски прочно вошли в жизнь певца. Караванами тянулись в судебные учреждения США повзрослевшие девочки с заявлениями "Вы удивитесь, но когда я была маленькой, меня тоже поимел R. Kelly". Все это напоминало травлю и настолько издергало певца, что в 2005-ом на него написала заявление даже жена: R.Kelly сорвался и поколотил ее. Как можно в таких условиях заниматься творчеством - совершенно непонятно.
Но он как-то занимался, поскольку альбомы исправно издавались. В 2003 это был "Chocolate Factory", год спустя - пуританский, начисто лишенный привычных строчек о сексе "Happy People/U Saved Me". В том же году вышла вторая часть проекта с Jay-Z "Unfinished Bussiness", а еще через год - альбом "TP-3: Reloaded", содержавший любопытный проект, мини-оперу в пяти частях "Trapped In The Closet". А следующим летом R.Kelly объявил, что меняет имя на Mr. Showbiz и так вот поедет в американский тур. Было ли это чудачество гения, либо R.Kelly просто хотел привлечь побольше внимания к своим гастролям - мы пока сказать не можем.