Если вы любитель разнообразия, вам придется учиться воспринимать большое количество музыки, в которой ваши уши совершенно не разбираются. «Умное прослушивание» новой музыки – это навык, и приходит он с обучением. Я знаю, как трудно найти во всем музыкальном разнообразии что-то, вызывающее «любовь с первого прослушивания». Обычная ситуация, когда вы покупаете новый диск, распаковываете его, засовываете в проигрыватель и приходите в полнейшее расстройство – оттого, что купили еще один образчик невразумительной музыки, которую вы совсем не можете слушать – или, если с музыкой все в порядке, оттого, что вы ума не приложите, как под нее танцевать. Но перед тем как отказаться от осады, попробуйте пойти на штурм:
Определите ритм композиции. Даже если вы не знаете названия ритма, почувствуйте его телом. Постукивайте пальцами одной руки по ладони другой: часто, когда мозг не в состоянии найти ритм, тело инстинктивно знает, где он. Возможно, девяноста процентов найденной вами музыки будут составлять видоизмененные баллады. Первым делом убедитесь, чистая ли это баллада, или какой-то ее отпрыск (Dum Dum Tek-Dum Tek). Составьте список наиболее часто встречающихся ритмов и используйте его, чтобы ничего не забывалось.
Попытайтесь выучить новые и необычные ритмы. У каждой страны они особенные – египетская музыка отличается от североафриканской, персидской, турецкой, греческой или арабской.
Я питаю особенно нежные чувства к Kashlima (9/8) и 7/8 – потому что в конце этих ритмов есть элемент, с которым интересно поиграть. Один из самых распространенных ритмов «9/8», который доставляет много удовольствия – это «Rompe, Rompe». Помните, что иногда музыка бывает аритмична, лишена четко выраженного ритма – тогда вам придется работать с фразами. Во многих композициях, особенно если это танцевальные трэки, один ритм сменяется другим. Одно критическое замечание в адрес американских танцоров заключается в том, что они любят обыгрывать мелодию, а не ритм. Заставляйте себя помнить о ритме и сознательно работайте с ним хотя бы некоторое время.
Никогда не допускайте, чтобы музыка вас загоняла. Вы должны работать в унисон. Если темп действительно быстрый, попытайтесь работать в полутемп, или остановитесь и прослушайте музыку до момента, когда вы нормально сможете под нее танцевать. Я видел многих «хороших» танцоров, которые действительно могли бы быть хорошими, если бы понимали это простое правило. Темп важен, но, если танцор не подготовлен, проблема существует всегда, в любой музыке и при любом темпе. Это соотносится с моей философией о том, что, например, в восточном танце начинающим не надо носить навороченные костюмы за шестьсот долларов, если они их «недостойны». Если ваша музыка или костюм вас пугают, смените их. Самый смысл восточного танца – в спокойной женственности, которую ничто не способно возмутить.
Делайте учебные коллекции композиций, к которым вы хотите «привыкнуть». Собирайте коллекцию трэков, которые сложны ритмом или темпом, или просто сильно отличаются от того, с чем вы обычно работаете. Вы можете их не любить, но тесное знакомство с ними очень важно. Слушайте эти мелодии в машине. Если обнаружите, что устали и они вас раздражают, выключите и попробуйте позже. Вы должны знать название каждой композиции и диск, на котором она находится – на всякий случай.
Определите основной мотив композиции. Невозможно перевести все-все, но вы можете попытаться понять, что слушаете: религиозную музыку или музыку для вечеринок. Один мой знакомый, интересовавшийся музыкой Центральной Азии, как-то обнаружил бесподобную песню «Hail to the Party». Но эта песня оказалась прокоммунистической и никак не была связана с той пати, о которой он думал. Еще одна история. Танцовщицу осознанно подставил черный танцор-завистник. Она не могла понять, почему ее зрители выглядели так печально, когда она танцевала под песню, которую он ей посоветовал. Потом она узнала, что в песне пелось о мертвых детях и прочих радостных штучках. Я обожаю композицию с диска «Firedance» за работу с мечами, но, к несчастью, боюсь использовать ее в местах, где могут быть американцы – а все потому, что это прекрасное длинное песнопение – мусульманская «There is no God but God...». Еще одна песня всегда вызывает у меня смешанные чувства: еврейская «Chirribim» из коллекции Feenjon. Ее слова – это смешная пародия на очень серьезную песню о шабаше; «невеста», о которой там поется – ведьма. Мне всегда сложно представить реакцию еврея или еврейки на беллиденс под их еврейскую музыку. Но поскольку юмор – это тоже часть еврейской культуры, от песни я не отказываюсь.
Слушайте музыку послойно. Сначала лежащий в основе песни ритм, потом трэковые «декорации», потом мелодию. Почувствуйте разницу между прослушиванием каждого слоя отдельно и всего вместе. Такой способ помогает, если, например, вас раздражает вокал – игнорируйте его и переключайте внимание на музыку. Новичкам очень подходят некоторые ранние записи «Raja»; мое же понимание сложности музыки развивалось, когда я был влюблен в Jalaleddin, этот замечательный букет испанских, персидских и турецких мотивов.
Выучите несколько слов из языков песен, которые вы слушаете чаще всего. Вряд ли вы разовьете серьезную языковую сноровку, если не будете интенсивно заниматься изучением языка, но любой танцор средневосточных танцев знает, что «habibi» - это по-арабски «возлюбленный». Точно так же все знают, что на нашем языке означают слова «sugar» и «rose». Если вам придется танцевать перед иностранной аудиторией, это перевернет ваше понимание танца. Если певец поет о «глазах», то надо привлечь внимание к глазам. Siovanna, клубная танцовщица Дэнвера, говорит, что использует вольный перевод даже когда пытается затянуть в клуб какого-нибудь мужика с парковки.
Если никакой из этих советов не сработает, если вы по-прежнему ненавидите все, что слушаете – просто уберите музыку в шкаф. На год или около того. А потом достаньте. Возможно, если за это время вы вырастете как танцор, однажды, прослушав старые записи, вы обнаружите, что сверхсложное стало доступным, а то, что вы раньше любили, покажется простым и совсем неинтересным. И это не позволит вам и вашему танцу скучать.
Karol Henderson Harding